Под сенью гор

В краевом Художественном музее работает выставка живописи «Алтай на полотнах», посвященная 85-летию региона

Она представляет произведения известных мастеров, членов Российской академии художеств, написанные на пленэрах в Горном Алтае с 2018 по 2022 год.

Кураторы выставки – заместитель директора ГХМАК по науке Наталья Царёва и доктор философии, академик РАХ Михаил Шишин подчеркивали: в музейную экспозицию этюды отбирались буквально под сенью Алтайских гор, когда еще не успели высохнуть краски. Среди более 50 произведений на выставке есть несколько вещей из фондов ГХМАК, а также работы из частной коллекции новосибирского мецената Андрея Ковалёва.

На воздухе

Как объяснила искусствовед Наталья Царёва, единственная работа в экспозиции, никак не связанная с Алтаем, тем не менее дает ключ к происходящему: этюд «Осень», написанный в 1894 году Иваном Шишкиным (тем самым автором «Утра в сосновом лесу»), — пример настоящей пленэрной живописи:

— Именно Шишкин еще в XIX веке объяснял художникам и зрителям, что этюд достоин быть на выставках, что это не просто материал, с которым художник потом работает у себя в мастерской, но самостоятельное произведение. А рядом — работа Григория Ивановича Гуркина «Озеро Каракол». Именно его кисти принадлежит тот несравненный образ Алтая, который был создан в самом начале ХХ века. Еще мы видим работы нашего земляка Виктора Калинина, ныне первого вице-президента Российской академии художеств и большого друга нашего музея, и прекрасный этюд Андрея Арестова «На Катуни», где художник написал своих товарищей, работающих на пленэре, несмотря на непогоду. Чтобы на ветру, под дождем создать то непосредственное впечатление на своих холстах.

Обозначив эту линию от Шишкина к современным алтайским и российским художникам, музей отдал главный зал на втором этаже под произведения авторов, принимавших участие в недавних пленэрах. В том числе в большом выездном проекте 2022 года, который был посвящен грядущему юбилею Рериха («АП» рассказывала о нем недавно). Это действительные и почетные члены, члены-корреспонденты РАХ Виктор Калинин, Евгений Ромашко, Владимир Анисимов, Ольга Яушева, Илья Хрипченко, а также известные алтайские живописцы Василий Кукса, Анатолий и Ирина Щетинины, Николай Панченко. А из личной коллекции Андрея Ковалёва в музейную экспозицию попали яркие, будто вчерашние, натурные работы местных классиков ХХ века, которые ездили в горы еще в 1960-е годы: Майи Ковешниковой, Валерия Марченко, Ивана Мамонтова.

Всегда есть интрига

«Пленэр — источник вдохновения», — говорит Наталья Царёва. Ей вторит директор музея Инна Галкина: «Мы видим, что такая работа способствует развитию творчества художника, оживлению его цвета, повышению уровня мастерства». А искусствовед Михаил Шишин замечает: «Это драматичный вид творчества, потому что всегда есть интрига, получится или нет?»

Михаил Юрьевич и сам был участником рериховского пленэра осенью 2022 года и рассказал, что в этот раз Алтай для художников сделал все: стояла тихая ясная погода и были видны Белуха, изумрудная Катунь и золотые лиственницы.

Впрочем, творческие поездки столичных мастеров с всероссийской известностью на Алтай начались не вчера. Живописец Василий Кукса вспоминает:

— Все началось с Парижа, где в 2010 году я познакомился с академиком Евгением Ромашко. Потом он меня пригласил в Переславль-Залесский, и во время этих встреч, естественно, были разговоры об Алтае. Он откладывал лет семь, а затем все-таки приехал сюда летом с Ильёй Хрипченко, недели две они тут работали. Затем приезжали в марте и дважды осенью, в октябре… Многие серьезные московские художники сейчас хотят попасть на Алтай, от него все в восторге, так что это направление надо развивать.

К слову, оно и развивается — уже несколько лет пленэры Союза художников поддерживаются грантами Министерства культуры края. Министр Елена Безрукова сказала на вернисаже:

— Мне кажется, эти работы формируют образ Большого Алтая — мы не будем замыкаться только на нашем крае. Потому что когда люди далеко за Уралом говорят «Алтай», они имеют в виду не административно-территориальные границы, а некий исторический, природный, культурный контекст.

Экспозиция «Алтай на полотнах» будет работать в Художественном музее до 27 ноября.

Фото Евгений НАЛИМОВ

КАРПОВА Любовь

Под сенью гор: 1 комментарий

  1. Je suis très impressionnée par votre peinture! Et explications approfondies de vos plein-air, un peu de l’histoire de l’art de Алтай.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *