Гармония добра и света

Персональная выставка работ Василия Куксы, открытая в галерее «Турина гора», была посвящена сразу трем юбилеям: тридцатилетию окончания художественной школы-студии в райцентре Родино, двадцатилетию окончания Новоалтайского художественного училища и десятилетию вступления в Союз художников России. Название экспозиции точно отражает внутренний мир живописца. В небольшом зале царит гармония добра и света

Художник молод, но уже — член Международной ассоциации изобразительных искусств ЮНЕСКО и ассоциации «Искусство народов мира», лауреат муниципальной премии Барнаула. Его картины приносят людям радость, дарят ощущение полноты жизни. Работы В.П. Куксы украшают частные коллекции, хранятся в музеях и картинных галереях России, Алтайского края, а также Франции, Германии, Канады, США, Южной Кореи, Израиля, Швейцарии. В творческой биографии живописца — участие в краевых, зональных, региональных, республиканских и международных выставках, и множество персональных выставок.

Рисовать и говорить начал одновременно

— Так было, — вспоминает Василий Кукса. — Первые впечатления детства — отец подарил карандаши. С этого все и началось.Совсем маленький мальчик старательно расправляет на табуретке чистый лист бумаги. Карандаши разноцветные, красивые, хочется попробовать все. Вот он проводит линию, вот круг, пока неровный. Потом на таком же листке он нарисует дом, рядом дерево, цветок. Над домом будет лучистое солнце. Каждый клочок бумаги старательно заполнен рисунком. Так рождалось чувство пространства.
Можно сказать, что в родне художников не было. Отец — шофер, мама — бухгалтер. Один далекий родственник работал в мастерской художником-оформителем. Родинский район, где родился будущий художник — место особое. Степь красива в любое время года, здесь даже воздух особенный. Но Василия привлекала водная стихия, его тянуло и к горам. Первый раз побывал школьником в лагере отдыха «Медвежонок» на Телецком озере. С тех пор в его душе живут солнечные блики и живая вода. Куда бы судьба ни забросила, душой и помыслами он — в Горном Алтае.

— Зато в школе увлечение рисованием «аукнулось» мне в полной мере: оформление стенгазет, праздников, — вспоминает Василий Кукса. — Десять лет рисовал. В то время в райцентре Родино открылась художественная школа-студия. В первый набор пришло восемьдесят человек, был серьезный экзамен. По конкурсу прошло шестьдесят, закончило студию — пятнадцать. Занимался с юными художниками Константин Лукич Глушко. Так начинались «университеты» Василия Куксы. После службы в армии он учился в Новоалтайском художественном училище. Среди первых учителей вспоминает Тамару Семеновну Алекимову, Бориса Георгиевича Босько. Молодой художник получил хорошую школу традиционного русского реализма. После окончания училища два года работал преподавателем живописи в художественной школе города Горняк. Страсть к творчеству «перевесила», с преподаванием было покончено. Василий и в настоящее время учится в Алтайской государственной академии искусств и культуры.
Искусствовед Наталья Царева: «Чувство особой проникновенности отличает от других работы Василия Куксы. А то профессиональное мастерство, техника, в которой они выполнены, позволяют думать, что художник Василий Кукса — яркий и одаренный пейзажист — сумеет занять свое место в профессиональном искусстве Алтая».

Легкий на подъем

Родился в степном Алтае, но соблазнов поменять место жительства было много. Василию легко собраться в путь, уехать, улететь хоть на край света. И там работать. В начале девяностых оказался в Алма-Ате. Народ бежал из Казахстана, а он рискнул и поехал туда. Участвовал в выставках, много работал, бывал в галереях. Местным художникам в то время приходилось нелегко, а уж приезжему — совсем туго. Рисовал портреты на улицах. Около двух лет жил, опыт накапливал, пока совсем стало невмоготу. В Алма-Ате прошел хорошую школу выживания.
Вернулся на Алтай. Выставил свои работы у Щетининых. Интерес зрителей к работам Василия Куксы к тому времени уже был огромный. Он готовился к вступлению в Союз художников России. Это и случилось — в девяносто восьмом году. Затем много работал, участвовал в выставках в Барнауле, Томске, Новосибирске, Кемерово. Думал тогда — все, всего достиг, учиться больше нечему. Все может и умеет. В том, что это заблуждение — понял, побывав во Франции. В двухтысячном году, в Москве, на персональной выставке в ВВЦ, случай свел с французом Клодом Револьдом. Он пригласил Василия во Францию для участия в фестивале музыки, поэзии и живописи. Василий поехал и проторил дорожку в страну, которая сильно обогатила живописца, пополнила арсенал выразительных средств, расширила кругозор. Это был небольшой старинный городок Жонзак, каких много на юге Франции. Ощущение старины, необыкновенная архитектура, приверженность традициям, природа поразили художника. Впечатлений было столько!… Все хотелось успеть перенести на полотно. И вот из мягкой дымки утра вырастает величественный Нотр-Дам-де-Пари, сотни раз воспетый художниками разных стран и поколений, но всякий раз поражающий воображение великолепием и классической красотой.
Искусствовед Лариса Леонова: «Панорамность, присущая алтайским пейзажам, сменяется фрагментарным построением композиции в изображении французских двориков, уличных кафе и уголков старинных городов. Опыт обращения к архитектурному пейзажу у Василия Куксы был и раньше, но только здесь художник почувствовал особый вкус к этой разновидности пейзажа, которая требует большей композиционной продуманности, конструктивности».

Увидеть Париж

Париж привлекает наших живописцев с непреодолимой силою. Это родина Огюста Ренуара, Клода Моне, Поля Сезанна, Эдгара Дега. Часами стоял Василий у картин этих мастеров в музеях еще в первый свой приезд во Францию. Они очаровывали, вдохновляли. И вот мечта осуществилась.
Творческая поездка вместе с художником Андреем Арестовым в Париж, стажировка в течение двух месяцев в Международном городке искусств «CITE DES ARTS» близ Нотр-Дама — новый этап в творчестве, новый взгляд на живопись, новые творческие поиски и находки. Работы парижского периода легки, стремительны, очень похожи на путевые заметки. Оказалось, вопреки распространенному мнению, в Европе сохраняется живой интерес к реалистической живописи.
Живопись не нуждается в переводе. Французы представляли Василия Куксу и Андрея Арестова как художников из Сибири. В их понимании Россия и Сибирь — разные страны, разные континенты. Были удивлены красотой нашей природы. В представлении французов Сибирь — заснеженная пустыня и сильные морозы. А тут они видят горы, леса, реки, озера. Все сразу захотели приехать на Алтай…
Во Франции побывали в музеях, галереях, старались впитывать мировую культуру.

— Два года назад с Андреем Арестовым встретили Новый год во Франции, — рассказывает Василий Кукса. — Работали в центре Парижа, на берегу Сены. К нам приближались люди, общались легко.

Скоро Василий и Андрей стали центром внимания: парижане и туристы подходили, чтобы сфотографироваться рядом с ними.
Из отзывов об экспозиции в галерее «Турина гора»: «Василий Кукса окружающий мир воспринимает эмоционально, его работы необыкновенно яркие, в картинах буйство цветовой гаммы и множество деталей, которым художник уделяет большое внимание. Это позволяет рассматривать его работы бесконечно долго. В картинах динамичность и подвижность, некий поэтический строй, проявляющийся в сопоставлении красочных пятен, в игре теней, в движениях кисти, которые придают его полотнам особую выразительность. В его творчестве открытость и чувственность».
Василий немногословен, свои мысли ему легче выразить кистью на холсте, чем словами:

— Работаю. Никаких высоких планок не ставлю. Темы вытекают из жизни, из общения с природой и людьми. Работой живу, не представляю жизни без живописи. Люди не замечают красоту, а перенесешь на холст — обращают внимание.

Этюды. Пленэр. Мысли по поводу…

— Пейзаж без этюда не напишешь. Сто раз можно рассматривать и каждый раз отмечаешь что-то новое. Поработаешь на берегу Катуни, силу особенную чувствуешь. Без этого художнику не обойтись. Закрывшись в мастерской, мало что создашь, — убежден Василий.

Работая с натурой, художник совершенствуется. Работая на пленэре, он замечает все перемены, происходящие вокруг, изучает световые отношения. В основе творческого метода — натура, реальный мир. Его вдохновляет природа родного Алтая. До сих пор делает открытия. В природе художник черпает вдохновение, подпитывается энергией. Писать — как чувствовать, как видеть, как жить… Алтай для художника — неисчерпаемый источник.

— Люблю Барнаул, особенно его историческую часть. Здесь много уютных уголков, таких, как «Зеленый дом с почтой». Старая архитектура… хочется сохранить ее на память, — говорит живописец. И снова вспоминает Францию: — Французы очень трепетно относятся к своей старине, например, к архитектуре. Многим домам сотни лет! А они бережно сохраняются, они обитаемы, в них люди живут! У нас же, если зданию сто лет, то его прямо-таки стремятся разрушить или подвергнуть реконструкции. Там много построек добротной, старинной архитектуры, и они не убогие, они великолепные.

Василий Кукса мечтает: «Создать бы на территории Старого базара своеобразный барнаульский Арбат, где художники, актеры, музыканты, поэты, певцы могли бы поделиться своим творчеством со зрителями, слушателями. Чтобы была здесь пешеходная улица. Историческое место, рядом река и набережная, парк, филармония, музей». А что, все возможно: впереди еще целая жизнь.

www.barnaulkultura.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *