Интерпретация гармонии в образах художника В. П. Куксы

Т.М. Степанская, д-р искусствоведения, проф., зав. каф. истории отечественного и зарубежного искусства Алтайского гос. университета, г. Барнаул, E-mail: stm@art.asu.ru

В статье приведен анализ взглядов искусствоведов, музейных работников, любителей искусства на творчество алтайского живописца В.П. Куксы (р. 1964 г.); выяснены особенности творческого пути и творческой манеры художника; прослеживается освоение живописцем различных жанров живописи, основное внимание уделено пейзажу.

Одной из задач исследования является анализ цветовых решений, колорита этюдов и картин В.П. Куксы. В качестве ключевого доказательства синтеза отечественных и европейских традиций как стиля живописи В.П. Куксы используется искусствоведческая методика описания и анализа произведения искусства, а также анализ материалов социологического характера, в которых живописец выражает свой взгляд на природу, город, отношения художника и зрителя. На основании биографических данных и анализа произведений устанавливаются этапы развития творчества алтайского живописца, обобщается его практический опыт.

Таким образом, на основании осуществлённого анализа произведений делается вывод о том, что творчество В.П. Куксы синтезирует традиции российской и западно-европейской художественных школ, убедительно иллюстрируя активно развивающийся процесс интеграции культур, не утрачивая преемственности отношений с отечественным искусством.

О творчестве алтайского живописца В.П. Куксы сложился круг искусствоведческих и журналистских публикаций. В разные годы в местной периодической печати о нем писали В.И. Бочковская, Л.И. Леонова, Л. Горбунова, А. Тростникова, Д.Е. Золотарев, Н. Тиунова, А. Лисицкая. Были изданы каталоги персональных и групповых выставок, зафиксировавшие участие в них выпускника Новоалтайского художественного училища В.П. Куксы. Лейтмотив суждений, высказываемых в статьях о его творчестве, звучит в их названиях: «Первый блин» (успешный вопреки поговорке, 1998), «Тысяча и один пейзаж Василия Куксы» (1998), «Взгляд в XXI век» (2000), «От Сибири до Парижа» (2001) и наконец «Василий Кукса из 50 около 47 лет рисует картины» (2014). Число «пятьдесят» удивляет своей масштабностью и значительностью! Понятия «масштабность» и «значительность» соответствуют содержанию деятельности художника за эти годы: участник городских, краевых, республиканских, региональных и международных выставок с 1983 года – более 15 групповых, более 20 персональных; член Союза художников России с 1998 года, лауреат муниципальной премии столицы Алтайского края (2002); приобрел известность от Сибири до Парижа и даже более: его произведения хранятся в частных коллекциях во Франции, США, Германии, Канаде, Швейцарии, Китае; стал мастером пейзажа.

Алтайский живописец В.П. Кукса – художник-лирик. Лиризм его творчества иногда ощущается зрителем отчетливо, иногда это ощущение не столь пронзительное, и ещё более длительное созерцание требуется для того, чтобы почувствовать символистско-романтическое мерцание цвета и хрупкой неясности форм в его этюдах и картинах. Актуально ли рассуждать о прекрасном и лирическом в современной художественной культуре? Было бы заблуждением ответить на этот вопрос отрицательно: в начавшемся XXI веке остро ощущается потребность в человеке культуры, а не только в образованном человеке. Человек культуры – это союз разума и чувства.

В.П. Кукса родился 18 марта 1964 года в селе Родино Родинского района Алтайского края. Родинской земли коснулся свет изобразительной культуры: здесь была открыты детская художественная школа, при Доме культуры – художественная студия-мастерская; здесь в 1980-х годах основали для сельчан галерею искусств алтайские художники, среди которых мастер акварели и рисунка пером-тушью, живописец, участник Великой Отечественной войны Ф.А. Филонов (1919-2007), среди основателей галереи А.С. Цыбинов.

Справедливо бытует мнение о том, что родная земля одаряет человека талантами — многомерными и яркими в своей оригинальности: значение имеет одно важное условие — эту землю надо любить. «Старая мельница» (1994), «Осенний этюд в парке» (1994), «Первая зелень» (1996), «Осенью у фонтана» (1997) — этюды, посвященные «малой родине» художника. В.П. Кукса — участник выставки, посвященной столетию села Родино (1991).

В.П. Кукса 1988 году окончил Новоалтайское художественное училище, его учителями были Т.А. Алекимова, В.Ф. Басько, большое влияние оказывал на него как учитель художник-преподаватель А.П. Ботев, особенно во время пленерных практик. В 2012 году в Петербурге в Государственном Русском музее В.П. Кукса побывал на персональной выставке самобытного мастера живописи, работавшего в России и в США, Н.И. Фешина (1881-1955), посвященной 130-летию со дня его рождения. Живопись Н.И. Фешина произвела на алтайского художника сильное впечатление: он ощутил цельность художественной натуры мастера близкой ему энергетики, широко использовавшего мастихин, работавшего кистью широко и свободно.

Неожиданностью красок, цвета, привычной повседневностью, увиденной в праздничном ореоле, характеризуются работы живописца В.П. Куксы. Любая современность имеет свои корни в истории. Оценки искусства реализма ныне противоречивы: для кого-то это добросовестное ремесло, отдалённое от современного «живого искусства»; для кого-то –высоты творчества. В 2003 году во Франкфурте состоялась выставка под названием «Коммунизм –фабрика мечты». Популярность её экспозиции была велика, содержание и художественный уровень экспонатов укрепили эстетическое доверие зрителя к советскому изобразительному искусству.

Современные европейские историки искусства отдают должное советской живописи за то, что она оставалась верной школе академического рисунка, основам профессионализма в изобразительном творчестве. Однако, по-прежнему искусствоведческое и культурологическое переосмысление наследия советского времени является для нас одной из самых актуальных задач, — отмечал в своих публичных выступлениях авторитетный в России историк искусства А.И. Морозов. [2, с. 29]

Случайно ли на Алтае появился художник, чьим творчеством увлеклись европейские коллекционеры? Чем же привлекательно творчество В.П. Куксы для современного зрителя? Очевидно не только световоздушной лёгкостью образов, открытием красоты в обыденном, повседневном, умением выразить её колористическим богатством. Для этого автора характерно осознание значительности отдельных мгновений жизни, поэтизация красоты в её этико-эстетических проявлениях. Художник стремится к осмыслению природного бытия и человека в нем. Живописец демонстрирует обостренное чувственно-пластическое образное мышление, личностный взгляд на мир.

Можно отметить в живописи В.П. Куксы психологический параллелизм между природой и душевным состоянием человека, чувство взаимосвязанности всего живого. «Я переношу на холст и тем самым делюсь со зрителем своими впечатлениями, переживаниями, приливом положительных эмоций, которые испытываю в процессе работы…», — не раз об этом говорил художник на творческих встречах. Для В.П. Куксы открытие мира — это и самораскрытие, художник ищет образную модель гармоничного единства с миром. В.П. Кукса, прежде всего, — пейзажист. Как известно, пейзаж — национальный жанр России, многообразна его типология: горный, лесной, степной, сельский, городской, с элементами жанра.

Природные факторы — характер ландшафта, своеобразие растительности, озёр, рек подсказывают художнику мотивы и сюжеты изображения. Для В.П. Куксы близок, интересен каждый тип пейзажа, его художническая концепция строится на изучении реального географического пространства: Горный Алтай, степной Алтай, Казахстан, Крым, Европа. Художник решает задачу передачи динамики пространственных планов, выражая тем самым свое авторское мироощущение, в котором человек и мир взаимосвязаны, и связь эта многоцветна.

Живописные панорамы В.П. Куксы по форме близки топографическому европейскому пейзажу XVII — XVIII столетий с характерными для него эффектами освещения и изысканной сдержанностью колорита. Городская панорама, панорама горного или равнинного пейзажа — это художественные диалоги живописца с миром. Таковы «Осенние поля» (1999), «Катунские пляжи» (2007), «Долина Чуи» (2011), «Город на Оби» (2013), «Катунские берега. Мостик», «Караван» (2013). Особенно красивой предстает панорама осенней земли с высоты птичьего полета в картине В.П. Куксы «Журавли» (2012): здесь и сдержанный колорит, и мягкие тени в рассеянном солнечном свете, и зеркальная гладь озера; идиллию союза неба и земли чуть-чуть нарушает неровный ритм взмахов журавлиных крыльев.

Времена года часто тревожат воображение и чувства художника В.П. Куксы, рождённого в сельской местности, где весна, лето, осень и зима заявляют о себе во всей полноте постоянства ритмов природы: «Март» (2003), «Апрель в горах» (1993), «Весеннее пробуждение» (2011), «Майское цветение» (2011), «Скоро лето» (2011), «Осени свет» (2002), «Катунь осенняя» (2007), «Зимой у ручья» (1995), «Зимним утром» (2005).

Из земных стихий — свет и вода в творчестве В.П. Куксы особенно убедительны и привлекательны для взгляда зрителя не только потому, что они «живые» в маленьких и больших этюдах, картинах живописца, но, прежде всего, потому, что в произведениях воссозданы их выразительные, почти нематериальные образы, образы духа природы. Как полагал писатель А.И. Солженицын, «концепции придуманные, натянутые не выдерживают испытания на образах: разваливаются и те, и другие, никого не убеждают. Произведения же, зачерпнувшие истины и представившие нам её сгущенно-живой захватывают нас, приобщают к себе властно», именно таковы произведения В.П. Куксы, посвященные его малой родине. В этом убеждают нас такие работы, как «Солнце в лесу» (2004), «Обская протока» (2009), «Багульник у ручья», «Барнаулка» (2013), «Барнаулка. Октябрь» (2013), «Осенняя заводь на Чуе», «Сосны у Катуни», «Теплоходик на Телецком», «Патмос», «Белуха. Озеро Аккем».

Есть в творчестве алтайского живописца особые герои, герои крупным планом — это луговые цветы, цветы разнотравья лесных полян, их цветные венчики обращены к небесам, а зрителю кажется — к нему. Таковы «Ромашки» (2000), «Огоньки» (2007), «Одуванчики» (2007), «Маки» (2013).

В.П. Кукса — автор панорамных и камерных городских композиций. Живописны небольшие по формату изображения городских улочек и площадей, поражающих неожиданным драматизмом цветовых аккордов и красок, атмосферой дневного или вечернего освещения. Здесь свет становится активным средством выражения эмоционального состояния автора, легко передающегося зрителю: «Вербное Воскресенье. Покровский собор» (2011), «Осенний дождик в Барнауле» (2011), «К вечеру» (2013). В панораме «Город на Оби» (2013) торжественно звучит тема гармонии цвета небес и водного простора сибирской реки в ясный день. Тот же мотив союза неба и воды развивается в небольшом пейзаже «Ночной Питер» (2006) с разведенным мостом над Невой.

Сопряженность жизни человека и природы, человека и города, мгновенность восприятия, эмоционально-активная цветопись — всё это присутствует в работах алтайского художника на разные темы и сюжеты, среди которых особое место принадлежит мотивам европейского города.

В 2005 — 2006 годах В.П. Кукса проходил стажировку в международном центре искусств «Cité des Arts» в Париже, ценность этого события такова, что оно имеет долгосрочную перспективу, существенно повлияв на живопись художника. В.П. Кукса с благодарностью вспоминает: «Мне посчастливилось дважды побывать в Париже, за что я благодарен судьбе, за то, что она дала мне возможность прикоснуться и прочувствовать ближе все прелести музеев, вековой архитектуры и быт Парижа, Франции и Европы».

Соотнесенность истории и современности ярко прозвучала именно в парижском цикле художника, включающем такие произведения, как «Ля Рошель» (2001), «Над Парижем» (2006), «Кафе» (2006), «Монмартр. Лестница» (2006), «Ночная Сена» (2006), «Нотр Дам ночью» (2006), «Монмартр. Зеленый дом» (2010), «Мост через Сену» (2010). Таким образом, родилась мифологема большого европейского города — Парижа.

Её центральными персонажами являются река Сена и собор Парижской Богоматери — широко известный памятник мировой архитектуры, созданный в 1163 — 1345 годах, подвергнутый осуждению деятелями французской революции 1793 года как «твердыня мракобесия» и, следовательно, подлежащий разрушению. Виктор Гюго защитил и прославил парижский памятник романом «Собор Парижской Богоматери», в предисловии к которому он написал: «Одна из главных целей моих — вдохновить нацию любовью к нашей архитектуре».

Алтайский живописец несколько раз обращался к образу собора, вдохновляясь пластикой его архитектурных форм — первоначальных и обновленных, среди которых острый шпиль, вонзающийся в небо, построенный по проекту французского архитектора Виолле-ле-Дюка в XIX веке. Знаменитый собор на берегу Сены — большая удача художника здесь представлен опыт живописной культуры использования сокровенных возможностей живописи, здесь архитектоника холста создает ансамбль, полный духовного значения.

Работы В.П. Куксы привлекают сложностью пластической структуры. Фактура живописи алтайского художника богатая, живописец часто использует мастихин, эта техника особенно ярко звучит в картине «Чемал», в горных пейзажах.

Художник В.П. Кукса создает произведения в системе ценностей, соответствующих общечеловеческим. Она, его система, органично соотносится с традиционными ценностями культуры его родины, с духовными, эстетическими и нравственными идеалами его народа. Развивая реалистические традиции российской художественной школы, В.П. Кукса без авторских потерь приобщился к классическому европейскому опыту изобразительного искусства.

Постмодернизм выделяет главный творческий принцип — плюрализм стилей, художественных программ и мировоззренческих моделей. В философии постмодернизма «весь универсум искусства конвенциально признается за игрой калейдоскопа текстов, смыслов, форм и формул, симулякров и стилизаций. Нет ни истинного, ни ложного, ни прекрасного, ни безобразного, ни трагического, ни комического» [1]. В.П. Кукса в своем творчестве стремится к высокому уровню гармонии.

Драматизм в слабой степени, но все-таки присутствует в произведениях этого художника. Можно вспомнить «Осенний этюд со сломанным деревом» (1997), «Мостик под снегом» (2010) и другие работы, в которых тихой мелодией звучит недосказанность, неопределенность состояния и настроения, ломкость и хрупкость сухих ветвей и веточек. Через атмосферу произведения открывается его духовное пространство, выражающее мироощущение художника.

Чертой современной художественной практики является синтез разных жанров, цель которого более полное воплощение действительности в контексте культуры человечества. Подобный синтез у В.П. Куксы звучит в портретах особенно в женских: «Александра» (протрет в интерьере, 2011), «В тени у причала» (портрет, вписанный в пейзаж), «Блондинка» (женский образ вписан в уличное пространство).

В ранних автопортретах 1980-х годов В.П. Кукса опирается на отечественные художественные традиции. Исторический портрет представлен в творчестве художника небольшим числом произведений, среди которых значительное место занимает образ творческой личности Михаила Евдокимова (2006), вписанный в образ алтайского пейзажа.

Как обращение к истоку нравственной чистоты, счастливых надежд и красоты воспринимаются картины — воспоминания о детстве и юности: «Полёт» и «Голуби», в которых человек, словно птица, взлетает над землей или любуется полетом птиц. Здесь вновь звучит ясная мелодия радости бытия, гармонии человека и природы. Простая вещь повседневности в искусстве становится носителем прекрасного: стеклянная ваза в натюрморте с цветами — это уже не предмет, а собрание лучей утреннего или дневного света.

Художественное восприятие взаимоотношений человека и природы как всеединства и гармонии — определяющая черта творчества художника В.П. Куксы. Талантливый живописец, он доверяет впечатлениям как начальному истоку творчества и только на основе сопереживания событию, явлению, образу рождается в нем творческое внимание к живописной технике, орнаменту, стилизации, причудливой композиции, рождается поэтика живописи — всё то, что называется лирикой.

Сам художник говорит о простоте своего творческого метода: «Я много путешествую с этюдником, пишу с натуры то, что трогает мою душу…». Не в этом ли причина признания зрителем творчества художника? «Пейзажное мышление в отечественной традиции проявляется не только в пейзаже, но и в исторической, бытовой картине, портрете: природа — не только фон или место действия, а образ, усиливающий тональность события, факта» [3, с. 198].

Таким образом, для В.П. Куксы открытие мира — это самораскрытие, художник ищет образную модель гармоничного единства с миром; художник решает задачу передачи динамики пространственных планов, выражая тем самым авторское мироощущение, в котором человек и мир взаимосвязаны, и связь эта многоцветна; творчество В.П. Куксы сформировалось в эпоху постмодернизма и ей соответствует.

Библиографический список

  1. Бычков, В.В. Эстетика: учеб. пособ. — М., 2012.
  2. Випперовские чтения. — М., 2008
  3. Степанская, Т.М. Художник и галерист А.П. Щетинин. К 60-летию со дня рождения // Культурное наследие

ISSN 1991-5497. МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. № 6 (49) 2014

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *